Интернет магазин украшений из серебра
TVSHOPS >> Обзоры и статьи

Золотой век Голливуда

С появлением звука кино и кинематорграф преобразились. «Киномоголы» призвали звуковое кино себе на службу, чтобы вернуть зрителей, уставших от шаблонов и бесконечных титров «великого немого», обратно в кинозалы. Успех оказался настолько оглушительным, что Голливуд вступил в эпоху своего наивысшего расцвета, когда его безукоризненно выполненные шедевры помогали публике во всем мире хотя бы на время позабыть волнения той беспокойной эпохи.

Собственно говоря, немое кино никогда не было совсем немым. Даже самые первые киносеансы проходили под аккомпанемент музыки пианиста. К 1920 годам многие кинотеатры обзавелись собственными органами, аппаратами звукового сопровождения и даже оркестрами.



Звуковой диск

Изобретатели кинематографа вовсе не имели намерения оставлять свое детище немым. К примеру, Уильям Диксон попытался соединить свой кинетоскоп с фонографом. Некоторые другие изобретатели также экспериментировали с устройствами, записывающими звук на граммофонные пластинки. Среди них был и Сесил Хепуорт, чьи фильмы пользовались немалой популярностью в Англии начала ХХ века. Однако подобные звуковые диски были крайне ненадежны, поскольку любая трещина на пластинке или обрыв пленки тут же асинхронивали звук с изображением, и диск приходилось заменять в процессе киносеанса.

Еще одной трудноразрешимой проблемой была необходимость усиления звука до такой степени, чтобы его было слышно во всем кинотеатре, и лишь в 1922 году американскому изобретателю Ли Де Форесту удалось ее разрешить. Теперь громкоговорители могли воспроизводить звук, способный достичь ушей каждого зрителя даже в самых больших «кинодворцах». Он же создал систему под названием «Фонофильм», благодаря которой звук можно было записывать на саму пленку. С 1923 по 1927 год Де Форест снял свыше 1000 звуковых короткометражек со многими знаменитыми актерами.

Теперь уже более 80 кинотеатров по всему миру демонстрировали фонофильмы, но в Голливуде все еще сомневались, что будущее кинематографа связано со звуком. «Киномоголы» не спешили тратить огромные деньги на переоборудование своих киностудий и кинотеатров, опасаясь, что «говорящее кино» может оказаться лишь мимолетным увлечением. Кроме того, их не устраивала ситуация, при которой в случае успеха звукового кино они оставались с множеством немых картин, не находящих спроса. Более того, публика в неанглоговорящих странах наверняка пожелает смотреть фильмы только на родном языке. «Моголы» также отлично понимали, что голливудские звезды привыкли выражать все мимикой и жестами, а стало быть, у них могут возникнуть проблемы с диалогами. Актеры, говорившие с сильным иностранным акцентом, вроде Эмиля Яннингса и Полы Негри, или такие звезды, как Джон Гилберт или Клара Боу, чьи голоса явно не соответствовали экранному имиджу, вдруг оказались перед малоприятной перспективой досрочного окончания карьеры.



«Говорящие картинки»

Однако к середине 1920-х годов компания «Уорнер бразерс» столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, и, чтобы не разориться, ей нужно было как-то привлечь публику. Сэм Уорнер решил рискнуть. В 1926 году его киностудия выпустила картину «Дон Жуан» — немой «костюмный» фильм со звуковым сопровождением и оркестровой музыкой, записанными при помощи системы «Витафон». Картина пользовалась успехом у публики, но прочие голливудские «киты» все еще колебались насчет звука. Так что окончательно эра немого кино завершилась лишь в октябре 1927 года, когда вышел на экраны фильм «Певец джаза» с Алом Джолсоном в главной роли.

Собственно говоря, кроме нескольких песен, в этой истории о человеке, предпочитавшем петь на сцене, а не в синагоге, не было ничего примечательного. Однако в одном из эпизодов Джолсон, закончив номер, внезапно поворачивался лицом к камере и говорил: «Минутку… Минутку. Вы еще ничего не слышали!» Он не был первым, кто говорил или пел в кинофильме, но то обстоятельство, что вымышленный персонаж пользуется речью, вместо того чтобы выражать свои чувства жестами и мимикой, производило сильное впечатление на публику. Первоначально эти слова хотели вырезать, но Сэм Уорнер настоял на том, чтобы их оставили, это и произвело настоящую революцию в кинематографе.



Учась говорить

Было разработано сразу несколько звуковых систем, однако «моголы», стремясь избежать повторения «патентной войны», договорились во всех своих киностудиях и кинотеатрах использовать единую систему записи звука на пленку — «Фотофон». Однако, хотя звук и помог киностудиям преодолеть финансовые затруднения, он одновременно создал ряд других проблем, ибо актеры, заговорив, перестали двигаться.

Дело в том, что первые микрофоны устанавливались в фиксированном положении, а радиус их действия был столь ограничен, что актерам приходилось произносить текст прямо в них, что лишало возможности передвигаться по съемочной площадке. Камеру так же нельзя было перемещать, так как она находилась внутри звуконепроницаемой кабины, прозванной «холодильником», иначе микрофоны уловили бы жужжание ее мотора. К тому же новые звуковые фильмы было сложно монтировать, поскольку звуковые сигналы на пленке опережали изображение, которому должны были соответствовать.

Отсутствие должной динамики приходилось компенсировать бесконечными диалогами; В Голливуд приглашались ведущие театральные актеры Америки, которые произносили тексты, написанные лучшими драматургами страны. Однако киностудии норовили вставить в картину все больше и больше текста, пока некоторые фильмы, например «Огни Нью-Йорка» — первую стопроцентно озвученную ленту, не прозвали иллюстрированным радио. Кроме того, многие ранние звуковые фильмы были не в меру насыщены песнями, чтобы сполна использовать возможности звука. Но публике это быстро надоело, и доже самые «говорящие», «поющие» и «танцующие» мюзиклы вскоре перестали приносить прибыль. Зритель обратился к иным жанрам, в частности к криминальному кино. Звук сделал этот жанр еще более захватывающим. Теперь фильмы типа «Маленького Цезаря» (1930) и «Врага общества» (1931) изобиловали пальбой, скрежетом шин и крутыми диалогами.



Эксперименты со звуком

Некоторые европейские кинорежиссеры, такие, как Рене Крер и Сергей Эйзенштейн, а также ряд голливудских режиссеров тем временем пытались найти звуку более оригинальное применение. Эрист Любич, Кинг Видор и Льюс Майлстоун одними из первых в Голливуе начали снимать действие без звука, движущейся камерой, а затем, уже после съемки, озвучивать фильм. Рубин Мамулян пошел еще дальше. В своих картинах «Аплодисменты» (1929) и «Городские улицы» (1931) он использовал накладывающие друг на друга диалоги, голоса за кадром и всякого рода шумы. В начале 1930-х годов было изобретено очень простое устройство — «блимп», — заглушавшее шум кинокамеры, что наряду с появлением улучшенных микрофонов и новой монтажной аппаратуры, названной «Мовиолой», позволило вернуть кинофильмам былую динамичность.



Цензура

Переход к звуковому кино оказался столь дорогостоящим, что Голливуд вынужден был в поисках источников финансирования обратиться к банкам и прочим деловым учреждениям. В замен некоторые из них, выражающие взгляды разного рода религиозных организаций, потребовали от киностудий избегать щекотливых тем. В результате в 1934 году Голливуду пришлось принять свод правил, известный как Производственный кодекс, контроль за соблюдением которых был возложен на Джозефа Брина.

Согласно этому кодексу, в голливудских кинофильмах не допускались критика каких-либо религиозных убеждений, показ хирургических операций, употребление наркотиков, пьянства, а также жестокости по отношению к детям или животным. Использование ругательств, даже самых безобидных, тоже запрещалось. Нельзя было показывать детали ограблений и актов насилия, чтобы не поощрять нарушений законности, а преступникам не разрешалось убивать полицейских, хотя их самих можно было убивать за милую душу. Строжайшие ограничения налагались на все, что было связанно с сексом. Обнаженные актеры на экране, показ однополых и межрасовых любовных связей и даже страстные поцелуи категорически запрещались.



«Золотой век»

Как только Голливуд освоил выпуск звуковых картин, он быстро восстановил свою репутацию постановщика самой высококлассной кинопродукции, сделавшую его столицей мировой кинематографии в эру немого кино. 1930-1945 годы стали «золотым веком» Голливуда. Его киностудии за это время произвели на свет 7500 полнометражных лент. Большинство из них были черно-белыми, однако с 1935 года стало выходить все больше фильмов, снятых с использованием «Техниколора».

Система киностудий оставалась практически неизменной; после появления звукового кино была основана лишь одна крупная кинокомпания — РКО. Хотя организации киностудий была схожей, у каждой из них выработался свой особенный стиль.



Киностудии

Крупнейшей из киностудий была «Метро-Голдвин-Майер» утверждавшая, что у нее больше звузд, чем на небе. Она специализировалась на ярких и жизнерадостных семейных картинах. Продукция компании «Парамаунт» испытывала сильное влияние европейского кинематографа. Многие ее картины затрагивали такие темы, как богатство, власть и людские страсти. Фирма «Юнайтед артистс» не выпускала собственных фильмов, а занималась прокатом лент независимых продюсеров, таких, как Сэмюэл Голдвин и Дэвид О. Селзник.

Компания «Уорнер бразерс» никогда не была богатой, но все же смогла выпустить несколько популярных гангстерских фильмов, лент социального звучания и мюзиклов. «ХХ век — Фокс» также снимал мюзиклы, вестерны и исторические картины, располагая весьма скромным бюджетом. Компания «Юниверсал» не имела себе равных в эпоху немого кино, но с появлением звука вынуждена была перейти на постановку дешевых игровых лент, главным образом фильмов ужасов. «Коламбия» же пребывала в столь бедственном положении, что выживала лишь за счет одалживания звезд и режиссеров для своих наиболее значимых картин у других киностудий.

В центре каждого фильма находились, разумеется, звезды, хотя немалое внимание уделялось и качеству сценария, а также костюмам, декорациям и освещению. Тем не менее астрономические гонорары звезд остались в прошлом, к тому же отныне все они были связаны весьма жесткими контрактами с той или иной киностудией. Актеру, отказавшемуся от предлагаемой роли, грозили временное отстранение от работы или же передача взаймы другой кинокомпании.

В конце 1930-х годов жизнь простых американцев была нелегка. В эпоху Великой депрессии даже крупнейшим киностудиям с трудом удавалось привлекать зрителей в кинозалы. Одним из способов привлечения публики стала практика двойных сеансов. Теперь фильм «А», или основная полнометржная лента, сопровождался менее дорогостоящим фильмом «В» в рамках одного сеанса. Многие картины класса «В» выпускались небольшими кинофирмами, которые прозвали «нищей братией». Наиболее удачливыми из них были фирмы «Рипаблик» и «Монограм», производившие в среднем свыше 40 фильмов в год. В основном это были вестерны, приключенческие фильмы и триллеры.

1946 год стал для Голливуда годом наибольшего кассового успеха за всю его историю. Однако считанные месяцы спустя он погрузился в пучину глубочайшего кризиса, вызванного необходимостью реорганизации системы киностудий, переменами в зрительских пристрастиях, а также правительственным расследованием, вошедшим в историю как голливудская «охота на ведьм».

Золотой век подошел к концу, но в 80-90 годы ХХ века Голливуд снова преподнесет миру множество прекраснейших фильмов и вновь завоюет свое звание «все грезы Вселенной».



С этим материалом читают:


С появлением звука ... подробнее


Удаленное обслуживание компьютеров. На подавляющем большинстве современных предприятий малого и ... подробнее


11 февраля 2013 было официально объявлено о продлении шоу Дневники ... подробнее


Лазурит называют "камнем неба" или небесным камнем. Очень красив именно ... подробнее